В 2009 году Российская Федерация присоединилась к празднованию Международного дня детского телефона доверия, который отмечается ежегодно 17 мая.
Службы экстренной социально-психологической помощи детям по телефону впервые появившиеся в России в конце 80-х годов, за эти годы прошли этапы от становления и развития до прочного закрепления в системе оказания помощи детскому населению. Сегодня службы детского телефона доверия являются одним из ключевых инструментов реализации права ребёнка на информацию и защиту от всех форм насилия и жестокого обращения. Они выполняют такие задачи, как психологическое консультирование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, экстренное реагирование при кризисных обращениях, предупреждение суицидов, жестокого обращения, снижение аутоагрессии у детей и подростков. Детский телефон доверия даёт возможность каждому ребёнку обратиться за помощью, советом, решением жизненных трудностей в ситуации, когда по какой-либо причине он не может получить это от близких или знакомых. Именно поэтому девиз празднования Международного дня телефона доверия в 2012 году – «В трудностях - вместе».
В настоящее время анонимная помощь на Телефоне доверия очень популярна во всём мире. Начиная с 10-11 лет, ученики звонят на телефон и советуются, как лучше поступить в какой- либо ситуации. Ведь не в каждой ситуации хватает своего опыта, а решение нужно бывает принять быстро. На телефонах доверия работают специально обученные специалисты-психологи. На некоторых Телефонах доверия могут работать даже прошедшие специальное обучение подростки - туда звонят те ребята, которым проще поговорить о наболевшем со сверстником, чем с взрослым. Телефон доверия даёт возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги. Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь. Человек может поделиться с консультантом Телефона Доверия любой беспокоящей его проблемой. Помощь на телефоне Доверия всегда анонимна. Обращаясь на Телефон Доверия, человек может получить интересующую его информацию.
Детский телефон доверия – бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону, играющая особую роль в решении задач, поставленных в Послании Президента Российской федерации Федеральному собранию по выявлению и профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с ними.
Российские дети могут получить квалифицированную анонимную помощь психолога по единому телефону доверия. Номер телефона доверия 8-800-2000-122 бесплатный и анонимный для жителей всей страны. Телефон создан в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
«Телефон доверия» - это посредник в разрешении конфликтов дома с родителями, среди сверстников и учителей.